Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров)
войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов,
Тульское региональное отделение.

Доклад на пленуме пленум ТРО Всероссийской общественной организации Ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов

23.04.2015

Уважаемые товарищи!

Менее чем через два месяца мы (эта фраза стала уже расхожей) будем отмечать знаменательную дату- 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к этому событию проводится во всей нашей России большая и основательная. Проводится она и в Туле, в области, в том числе, конечно, и в наших организациях. Проверено в очередной раз выполнение федерального закона «О ветеранах», особенно в части, касающейся соблюдения прав ветеранов, условий их проживания и льгот. Во всех организациях были разработаны соответствующие планы по достойной встрече праздника. Они включали в себя довольно большие блоки вопросов, направленные на усиление внимания к пожилым людям, и в конечном счёте на повышение качества их жизни. И, конечно же, эти планы включали в себя и то, что именуем мы делом для души, делом нашей доброй памяти, делом традиции и патриотизма. имею в виду работу по патриотическому воспитанию молодёжи.

Сейчас мы проводим не отчётную конференцию и мне не хотелось бы называть числа проведённых мероприятий и организовывать их анализ. Скажу только, что проведено их много.

Среди них выделяются своей масштабностью и высоким качеством проведения и эффективностью воздействия уроки памяти в школе № 34, 63, 70,13, в некоторых библиотеках и техникумах. Хочу также проинформировать вас о том, что ровно неделю назад, 12 марта, на средства, выделенные правительством Тульской области по плану т.н. бизнес-планов, осуществлена экскурсия группы учащихся школ Тулы (70 чел.) на подводную лодку-музей «Б-396» («Новосибирский комсомолец») на Химкинском водохранилище в Москве и находящийся рядом музей военно-морского флота России. Я сам возглавлял эту экскурсию и могу с чувством глубокого удовлетворения доложить, что цели её достигнуты, а некоторые старшеклассники задумались над возможностью связать свою жизнь с профессией военного моряка. Аналогичная экскурсия планируется нами в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве в апреле с.г.

Словом, до недавнего времени казалось, что всё идёт вроде бы неплохо, кое-где даже хорошо. Но буквально в последние 2 месяца обстановка в проведении нами работы по патриотическому воспитанию значительно осложнилась. Нам, наследникам великой победы, брошен дерзкий, можно сказать наглый вызов со стороны Запада, вызов, проявившийся в беспрецедентной фальсификации истории, предназначение которой (фальсификации) свести практически к нулю вклад Красной Армии и Советского Союза в разгром фашистской Германии и освобождение человечества от фашизма. Это и сумасбродные высказывания о якобы имевшем место нападении СССР на Германию и Украину; освобождение концлагерей и Европы исключительно украинцами, поскольку фронты носили название Украинских; это попытки уравнять фашистскую и коммунистическую идеологии, Гитлера и Сталина; это отказ руководителей некоторых стран прибыть в Москву на празднование 70-летия Победы, хотя эти страны были союзниками во 2-й Мировой войне и делали одно великое дело- громили фашизм; то вдруг через 70 лет после окончания войны (раньше почему-то молчали) обнаруживается, что поголовно все немецкие женщины были изнасилованы советскими солдатами; недавно Молдавия отменило выражение «Великая Отечественная война», установив вместо Дня Победы т.н. «День ветерана», уравняв в правах всех участников войны, на чьей бы стороне они ни участвовали ( я не говорю уже многочисленных проявлениях фашизма в Прибалтике и на Украине.

Некоторые в том числе и наши ветераны рассуждают так: ну, это мол настолько очевидно-лживые высказывания, настолько непродуманные поступки, что всем это ясно, не стоит обращать внимание, люди, дескать, хорошо знают историю, хорошо во всём этом разбираются, и эти демарши не принесут их организаторам желаемого результата, всё встанет на свои места… Может и не встать, товарищи. Мы стали свидетелями того факта, что за 20 с небольшим лет в результате работы навязчивой идеологической машины, основанной на явной, порой совершенно нелепой фальсификации, народ братской нам ранее республики Украина стал во многом русофобским и оправдывающим пособников фашизма- Бандеру и дивизию СС «Галичина». Мы также видим, что в информационной войне, навязанной нам Европой и США, мы чувствуем себя не совсем уверенно, наши СМИ иногда не проявляют должной настойчивости в разъяснении фактической обстановки, в приведении неопровержимых аргументов и часто оказываются в роли оправдывающихся, хотя правда и вся естественная логика событий явно находится на нашей стороне. В этой обстановке вполне возможно, если мы будем пассивными и равнодушными, что наши дети и особенно внуки не смогут правильно оценить величие подвига нашей армии и народа, решающий вклад, который внесла наша Родина в достижении великой победы над злейшим врагом человечества- фашизмом. Мы должны признать, что наше общество и руководство страной, наша система воспитания и образования совершили немало ошибок в перестроечный период, в 90-е и 2000 годы, когда бездумно критиковали и разоблачали всё, что связано с Советским Союзом, в том числе и с Великой Отечественной войной… Как-то в те годы, находясь в книжном магазине я для интереса (помню, спешить было некуда) стал листать школьный учебник истории, раздел 2-й Мировой войны. Можете мне поверить-там полный комплект всех атрибутов безудержного т.н. разоблачения и советской системы, и Красной Армии, её военачальников-конечно , бездарных, трусливых и жестоких - низкий уровень боевой и оперативной подготовки, огромные потери личного состава и техники… Постоянно приводились цитаты немецких мемуаристов Типпельскирха, Гудериана, Манштейна, Гальдера и др., в которых сквозит дух явного превосходства над противником, хвастливая уверенность в силе немецкого духа и оружия. В наших, т.е. российских средствах массовой информации объявилось много всяких корреспондентов, писателей, учёных- разоблачителей, которые как бы соревновались между собой- кто больше приведёт компромата. А какие появились фильмы, пьесы, литературные произведения. Всё это делалось под лозунгом «Свободы слова» , «нового взгляда», «нового мышления», «свежего подхода» и не находило должного отпора. И, если помните, у молодёжи образовались провалы в знании истории (наши негодования-не знают кто такой Покрышкин, что такое Курская битва и т.п.), появилось пренебрежительное отношение к ветеранам, возросло количество отказников от службы в ВС, а уж как были унижены и опущены сами Вооружённые силы, напоминать не надо. Наши политики брали вину за многие неблаговидные события. А вина эта весьма сомнительна. Комплекс неполноценности развивался в нашем народе и особенно в среде молодёжи. Наше общество в определённой степени начало терять младшее поколение. К счастью, положение сейчас постепенно улучшается. Но успокаиваться мы не должны и постоянно, а не эпизодически вести наше благородное дело по воспитанию молодёжи. И на это, на наш взгляд, должны быть направлены все наши знания, организаторские способности, и весь наш интеллект. Ведь мы, россияне, остались практически одни в европейском и мировом пространстве, где историческое изложение событий о Великой Отечественной и 2-й Мировой войне остаётся неизменным и объективным.

Эту истину мы осознаём без всякого самолюбования, хвастовства и чванства.

И наша задача состоит в том, чтобы наши убеждённости стали достоянием последующих наших поколений. Для этого мы, ветераны, должны сами хорошо знать историю и подоплёку многих событий.

Вот, например, т.н. пакт Риббентропа-Молотова. Ведь во многих кругах западной общественности он считается аморальным, якобы ставшим «спусковым крючком» Второй мировой войны(недавно в передаче В. Соловьёва слышал это от приглашённого американца). И некоторые политики в СССР и затем в России в конце 80-х и 90-х годах пошли на поводу у этого «образного сравнения» и начали публично обвинять советское руководство и каяться в грехах. А что ведь было-то? А было то, что аналогичные договоры западные страны (высокоморальные) заключили с фашистской Германией задолго до Советского Союза:

  • Польша-1934 год. Пакт Бека-Риббентропа «о добрососедстве и ненападении» сроком, как и у нас, на 10 лет ;
  • Великобритания-1935 год. Пакт Хора-Риббентропа, разрешивший Гитлеру вопреки Версальскому мирному договору продолжить уже начатое развитие Германских Вооружённых сил;
  • Франция-1938 год. Пакт Бонне-Риббентропа с Германией « о мирных и добрососедских отношениях»;
  • 1938 год, Великобритания, аналогичный договор Чемберлена-Риббентроппа;
  • 1939 год (июнь). Латвия и Эстония, Договоры с фашистской Германией « о двусторонней дружбе».

И всё вроде в рамках морали. Но вот за наш договор с Германией моралисты клеймят исключительно СССР.

А ещё было то, что 28 сентября 1938 года для «умиротворения» агрессора главы Правительств Германии, Великобритании, Италии и Франции (Гитлер, Чемберлен, Муссолини, Деладье) подписали соглашение о разделе Чехословакии, предписав ей немедленно передать Германии Судетскую область, а также удовлетворить территориальные претензии предъявленные Праге Польшей и Венгрией. Ни Советская, ни Чехословацкая делегации на встречу не были приглашены. И этот Мюнхенский сговор сразу же изменил военный баланс в Европе. Идее коллективной безопасности, которая витала на континенте, был нанесён смертельный удар, резко ускорилось назревание политического кризиса. В марте 1939 г. Германия поглотила Чехословакию полностью, затем отобрала у Литвы Мемель, потребовала у Польши передать рейху Данциг, ряд других объектов и денонсировала договор о ненападении 1934 г. В этот период главная задача СССР заключалась в том, чтобы не допустить страну в надвигающуюся на Европу войну. Советское руководство пыталось заключить пакт о взаимной помощи с Францией и Великобританией, а также добиться от Польши разрешения на пропуск советских войск в случае агрессии Германии. Но эти страны под разными предлогами саботировали призывы Советского Союза к объединению против фашистской Германии. Поэтому советскому руководству в целях сохранения нейтралитета ничего не оставалось делать как пойти на настойчиво предлагаемые Германией переговоры о заключении пакта о ненападении, который и был заключён 23 августа 1939 года, было также и секретный дополнительный протокол к нему. Последний предусматривал разграничение сфер влияния Германии и СССР. Германия обязывалась ни при каких обстоятельствах не вторгаться как политическая и военная сила в области, прилежащие к границе с СССР- в Финляндию, Прибалтику и восточные районы тогдашней Польши. Ни договор, ни приложение к нему не делали СССР и Германию союзниками, никаких обязательств об участии в совместных с Третьим Рейхом действиях Советский Союз на себя не брал. Подписание договора было вынужденной мерой («договор с дьяволом» по выражению Сталина) после провала попыток создать систему коллективной безопасности как меньшее зло и альтернатива значительно большей аморальности Мюнхенской политике в интересах собственной страны. И это заложило одну из основ нашей будущей победы в Великой Отечественной войне.

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. И её спусковой крючок находился в общих руках политического руководства Великобритании, Франции и Германии.

Конечно же, товарищи ветераны, вы хорошо знаете то, что я вам сейчас доложил. Но я специально так подробно остановился на этом вопросе, чтобы и вы в свою очередь детально и убедительно разъясняли эти и другие события молодым людям, т. к. возможно, им на эту тему поступят разъяснения из лагеря наших идеологических противников.

Кстати, об идеологии. В 90-е годы некоторыми нашими общественными и политическими деятелями высказывалась та мысль, что человек вообще не должен иметь никакой идеологии (ругательными словами были «заидеологизированная личность»). При этом забывался объективный закон- если из человека уходит какая-либо идеология, то её место непременно занимает какая-то другая. Так что людей, полностью лишённых какой-либо мировоззренческой позиции, не бывает. И нам, конечно же, важно, и мы этого не скрываем, чтобы растущее поколение в общем разделяло наш взгляд на миропорядок, на нашу историю, наши ценности и традиции. Да, мы знаем, что Конституция страны не допускает господства одной идеологии, что жизнь не стоит на месте, что в какой-то степени существует проблема отцов и детей, а наша педагогическая и воспитательная система находится в постоянном поиске неизвестно чего, чёрной кошки в тёмной комнате, что со временем меняются вкусы, моды, пристрастия, убеждения. ..Но всё же, всё же…Все эти перемены в настроениях и убеждениях не должны касаться Великой Отечественной войны, память о которой должна быть священной и неподвластной времени. При этом мы не провозглашаем какую-то идеологическую накачку, зомбирование, преследование инакомыслящих. Наша работа по патриотическому воспитанию строилась и должна строиться исключительно на правдивом, объективном изложении событий и честным нашим отношением к ним. Наша историческая наука и воспитательная система давно уже ничего не скрывает о Великой Отечественной войне. Не скрывает острую боль, трагедию миллионов людей, крупные военные неудачи, ошибки руководства страны и военного командования, разгром противником многих наших дивизий, армий, фронтов в 1941 году. Что было, то было…

Но было и то, что общего поражения, общей катастрофы страны не было, ведь в результате героического сопротивления Красной Армии Вермахт-сильнейшая в то время военная машина мира- не выполнил директиву своего фюрера № 21- не вышел на линию Архангельск-Волга, не взял Москву, Ленинград, не овладел Кавказом, понёс крупные потери в технике и личном составе. Повторяю, что причина этого одна- не предусмотренное никакими планами противника, никакой его логикой и психологией героическое и во многих случаях грамотное сопротивление нашей армии. Один из немецких генералов (Типпельскирх) заметил тогда: «Это был противник со стальной волей, который безжалостно, но и не без знания оперативного искусства бросал свои резервы в бой»… А вот что указывает в своих мемуарах наш хорошо знакомый, известный всем тулякам Г. Гудериан: на 1 декабря 1941 года «потери с 22 июня достигли 743000 человек, что составило 23% к общей численности наших ВС, насчитывавших в то время 3,5 млн. человек». На 1 декабря, заметьте - ещё не началось контрнаступление наших войск под Москвой.

Если у кого-то нет времени искать мемуары немецких начальников, возьмите легко доступную книгу- «Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова. Откройте главу11 («От Ельни до Ленинграда») и в конце её найдёте целый комплекс высказываний руководящих деятелей Вермахта, они тогда не подвергались ещё политическому давлению и в основном писали то, что думали. Вы увидите, как при всех успехах на Восточном фронте победный тон с первых же сражений начинает затухать, сменяться удивлением и разочарованием, я бы с готовностью их зачитал, но не буду это делать по регламентным соображениям. Как-то мне довелось почитать сборник военных дневников советского писателя, поэта, драматурга, а во время войны журналиста, корреспондента «Красной звезды» Константина Симонова. Он опубликовал их тоже без особой правки. Какой там, если вы читали, описывается, извините за выражение, бардак в нашей армии в 1941 году- потеря связи, управления, незнание обстановки, глупые указания начальства, запоздалая реакция на изменения обстановки, неудовлетворительное снабжение, иногда паника и т.п. Но вот немецкий историк генерал-лейтенант К. Типпельскирх создал (самый первый из немцев) фундаментальный труд «История Второй мировой войны».

И в нём есть глава «Крах немецкой группы армий «Центр» (обратите внимание на заголовок главы, а потом будет глава «Катастрофа немецкой группы армий «Южная Украина» ). Так вот в этой главе (это 1944 год, Белорусская операция) описывается бардак в немецких войсках, пожалуй, даже больший, чем у К. Симонова. Приведу только одну короткую фразу: «…Результат длившегося уже 10 дней сражения был потрясающим. Около 25 дивизий были уничтожены или окружены».

Одна из болезненных тем нашего общества- это цена победы, иначе говоря, каковы потери нашего народа вообще, на полях боёв. В этом вопросе было и остаётся много спекуляций, произвольного (как левая нога захочет) подсчёта в том числе и с неблаговидными целями. Тут и 60 миллионов, и даже 110- с учётом не родившихся. В публицистическом угаре неприятия советского периода истории некоторые даже забывают: а сколько на самом деле было нас, жителей, в том числе и воинов. А ведь есть на этот счёт строго научные обоснованные сведения. В 90-е годы большим числом учёных из различных ведомств было проведено исследование «Гриф секретности снят» и исследование это наиболее объективное. Судите сами. Взяты итоги довоенной и послевоенной переписи населения, внесены поправки на время их проведения и вычислена разница. Отсюда число, оно всем известно. 26,6 миллиона человек всего населения, включая гражданских лиц и списочный состав Вооружённых сил. А вот потери только армии и флота. К началу войны состояло по списку (докладываю с несущественным округлением) около пяти миллионов человек; мобилизовано в ходе войны около 30 миллионов. Итого 34, 5 миллиона человек. Известно, сколько вернулось. Итого погибло наших людей 9168400 человек напомню из 34.5 млн. Как видите, погиб каждый четвёртый мобилизованный(призванный)Это само по себе трагично. Но некоторым и этого мало. Ослеплённые ненавистью к советскому периоду истории они называют числа погибших гораздо большие, списочной численности личного состава, иногда чуть ли не большие, чем население страны. Вот, по нашему мнению, такая примерно информация (ни в коем случае не навязывание) с приведением конкретных цифр, изложением событий, ссылкой на свидетельства, мемуары и документы противника, на научные исследования должна нами доводиться до подрастающего поколения. Надо найти методы во взаимодействии с руководством учебных заведений, библиотек, военкоматов доведения до участников мероприятий объективного изложения событий Великой Отечественной войны. Надо защищать советское военное искусство от нападок западных «экспертов», которые во время войны сдавали свои армии в плен, свои страны- в оккупацию, а потом пытались поучать нас. Под руководством наших военачальников проведено много успешных военные операций, начиная от московской битвы и заканчивая взятием Берлина. Наверное, каждая из них имела свои недостатки. Многие из этих операций вошли в учебники по военному искусству, на основе их разработаны некоторые положения боевых уставов, инструкций, наставлений и руководств. Молодёжь должна хотя бы знать, что были такие крупные талантливые военачальники как Г. К. Жуков, А.В. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров, Н.Г. Кузнецов, В.Ф. Трибуц, А.Г. Головко и др.

Если наша молодёжь не знает о всем известных героях Великой отечественной войны, это вина не чья-нибудь, а всей нашей воспитательной системы, в том числе и наша с вами. Дети должны знать о подвигах защитниках Брестской крепости, о Зое Космодемьянской, о блокадниках Ленинграда, о молодогвардейцах, о Саше Чекалине, о Володе Дубинине, о капитане Гастелло, о генерале Карбышеве, Александре Матросове, о юнгах Северного флота, о народных ополченцах, о всех юных и взрослых героях, о которых мы сами в детстве читали и восхищались ими. Надо настойчиво рекомендовать к чтению детьми соответствующих произведений, просить проводить такую работу учителей школ и работников библиотек. Никто не посмеет обвинять, любимого всеми В. Высоцкого в заидеологизированности и начётничестве, но ведь ему принадлежат знаменитые слова:

«Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём,
Значит, нужные книжки ты в детстве читал»

Наши отцы и деды, точно знаю, читали именно такие книги. И это было одним из слагаемых победы. Вот так нам кажется должны мы ответить на наглый вызов фальсификаторов истории и защитить нашу одну на всех Великую победу. Надеюсь, что выступающие в прениях расширят круг наших задач, способов и методов их выполнения.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку