26.09.2019
Доклад на заседании Бюро Центрального совета Всероссийской организации ветеранов 26 сентября 2019 года.
Работа ветеранских организаций Тульской области по развитию наставничества в регионе.
К всеобщему удовлетворению членов нашей (и не только нашей) ветеранской организации можно утверждать, что мы живём в тот исторический период, когда происходит возвращение привычных нам жизненных ориентиров: сохранение традиционных российских ценностей, поддержка патриотического воспитания, укрепление связи поколений, возрождение системы наставничества. Под наставничеством мы понимаем нашу деятельность- деятельность социально активных людей- в отношении молодого поколения с целью передачи, как эстафеты, всего лучшего, что наработали старшие, в том числе и наше, поколения -патриотизм, трудолюбие, уважение к старшему поколению, бережное отношение к истории своей страны и малой родины, сохранение памяти о погибших при защите Отечества.
Работа, эта, если относиться к ней недостаточно серьёзно и даже профессионально, может значительно снизить её действенность, положительную результативность и привести к забалтыванию (как это не раз бывало) наших традиций, ценностей, победы в Великой Отечественной войне, наших научных и технических достижений, результатов упорного труда советских людей и российских граждан.
Для осуществления наших замыслов мы, во-первых, должны оценить то, что нам было передано от старшего поколения, от наших родителей, дедов, воспитателей, учителей. А передано нам было богатое как материальное, так и духовное наследие- это большая развитая страна, здоровое общество, передовая система образования, действенная система воспитания, чувство гордости за великую победу в смертельной схватке с фашизмом. Не хочу касаться политических событий последних 30-40 лет, остановлюсь на том положительном, что перечислил выше. И вот тут на первое место выходит вопрос сохранения памяти о нашем старшем поколении, о людях, которые, как поётся в песне «для победы ничего не пожалели и даже сердце как НЗ не берегли». Сохранение исторической памяти является одним из приоритетных разделов патриотического воспитания как у руководства Тульской области, так и нашей ветеранской организации, вклад которой в это мы считаем достаточно весом. Именно на нашей организации (и ни на какой другой, так сложилось обстановка) лежала и лежит ответственность по созданию, дополнению и корректуре самого массового документа по увековечению- областной «Книги Памяти. Солдаты Победы. 1941-1945 гг.» Она- составная часть Всероссийской Книги Памяти. Это плод многолетнего (начало работы в 2002 году), напряжённого, кропотливого и творческого труда коллектива её создателей под руководством (и мы с гордостью об этом говорим) члена бюро нашего совета ветеранов, участника Великой Отечественной войны Зябрева Юрия Александровича, а также заслуженного краеведа Тульского края Боть Вячеслава Ивановича. Всего издано 26 томов, последний- в 2017 году на средства гранта правительства Тульской области, из других источников средств найти не удалось. В Книге Памяти увековечено 182595 человек, мобилизованных в Тульской области и погибших при защите Отечества, в Книге «Солдаты Победы» 282870 человек, воевавших и вернувшихся после окончания войны, всего 465465 человек. В адрес нашей организации не перестают приходить запросы от родственников погибших, работа по увековечению продолжается, хотя нами принято решение не издавать больше отдельных томов, а ограничиться периодическими справками по дополнению и корректуре «Книги».
В вопросе сохранения памяти мы должны учитывать и тот факт, что молодёжная субкультура не стоит на месте, она никогда не будет такой, какой была в годы нашей молодости. Меня, например, как, думаю, и всех здесь присутствующих, не нужно было убеждать в детстве и юности в справедливости нашей войны, в её основных событиях и этапах, в её победоносности, в необходимости хранить память о погибших на ней, мы не подвергались такому сильному давлению западной идеологической машины. Сейчас, многие десятилетия спустя, обстановка, конечно же, сильно изменилась. Современная молодёжь отдалена от того периода несколькими поколениями, некоторыми историческими событиями и не всегда в полной мере представляет, что никогда ещё за нашу 1000-летнюю историю и ведшихся при этом войн наш военный противник- фашистская Германия- не был так тщательно и всесторонне подготовлен к агрессии, никогда ещё он не был так последователен, решителен и жесток в достижении своей главной цели-уничтожить, именно уничтожить, а не просто покорить нашу страну. Никогда ещё удар нашего противника 22.6.41 г. не был столь силен и сокрушителен, а его личный состав подготовлен идеологически. И этот личный состав свою задачу выполнил бы, если бы на его пути не встали наши прадеды, деды, отцы, которые в неимоверно трудных условиях спасли нашу страну от уничтожения. И вот эту память о них, об их прекрасных человеческих качествах нам надо хранить и передавать. И этот лейтмотив своих выступлений и мероприятий в целом должен настойчиво звучать в нашей работе с молодёжью, она обязательно должна об этом знать и чувствовать это всеми фибрами. Наиболее эффективно этого можно было бы добиться увеличением часов в школьной программе по изучению истории, но руководство мин. обр. на такую меру почему-то не идёт. Значит, надо нам, ветеранам, использовать каждую возможность для этого- и при мероприятиях у воинских захоронений, и при беседах о памятных датах и днях воинской славы, при проведении уроков Памяти, других мероприятий по патриотическому воспитанию. Наши ветераны делают это всегда.
Теперь во-вторых, т. е о нас, ветеранах. Мы считаем, что наше старшее поколение дало нам хорошее воспитание, достойное образование, правильное мировоззрение. Мы также считаем, что как наставники мы должны передать эти качества молодому поколению. Передать именно наши традиции, ценности, моральные принципы, а не те, что навязываются извне, где «прав тот, кто первым выхватит «Кольт», где вместо слов «папа», «мама» вводятся понятия «родитель № 1, 2», где «родина там, где больше платят» и т. п. Как это проводить? В предыдущем абзаце я уже подчёркивал необходимость сохранения памяти о нашем старшем поколении. Какими ещё путями и методами мы стараемся повысить эффективность наставничества?
Это прежде всего взаимодействие с образовательными организациями, где в основном и проводится нами работа по патриотическому воспитанию. Ведь у школ (образовательных центров) своя, довольно насыщенная программа. Времени на мероприятия по патриотическому воспитанию предусмотрено мало, руководители со стороны школ тоже люди занятые. Времени на подготовку у них как правило не хватает. И вот тут-то при подготовке мероприятия, роль наставника должна проявиться ещё при разработке сценария совместно с руководителем от образовательного учреждения. Наша ветеранская организация, как нам кажется, внесла некоторое усовершенствование в методику подготовки мероприятий по патриотическому воспитанию, в частности, уроков Памяти. Под руководством члена бюро нашей организации -о нём я уже упоминал -участника Великой Отечественной войны Зябрева Юрия Александровича, который после окончания войны долгое время работал именно на педагогическом поприще, разработан сборник учебно-методических материалов для системы уроков Памяти в образовательных учреждениях Тульской области «Память. 1941-1945» под общим девизом: «Память о Великой Отечественной войне священна и неподвластна времени», девизом, который нам кажется кратким, поэтичным, точным и убедительным. Содержанием этой книги является не только и не столько память.
Книга получила одобрение министерства образования Тульской области, поддержку губернатора Тульской области, нами составлена убедительная заявка на получение гранта правительства Тульской области для её издания тысячным тиражом и этот грант нам был присуждён. Это пособие сейчас есть есть во всех школах, библиотеках и других организациях Тульской области, имеющих отношение к патриотическому воспитанию, этим пособием пользуются. Прошу просмотреть презентацию книги перед комиссией по присвоению грантов. (Или устно доводится до слушателей её содержание). Пособие является хорошим подспорьем при подготовке руководителей мероприятий, и этой подготовке мы уделяем особое внимание. Конечно, лучшими кандидатами на это руководство являются участники Великой Отечественной войны, а таковых у нас, которые могут предметно и увлекательно вести урок Памяти, к сожалению всего несколько человек. Я не могу удержаться от того, чтобы вкратце не рассказать о некоторых, ибо они гордость не только нашей организации, а всей Тульской области. Это подполковник в отставке
Кульпов Николай Иванович, возраст 96 лет, почётный гражданин Тульской области; во время войны лётчик на штурмовике Ил-2, впоследствии его подразделение вошло в полк «Нормандия-Неман», он так же участник войны в Корее; ежегодно по приглашению французской стороны прибывает во Францию на встречу с однополчанами, французы также бывают у него в гостях, приходят в квартиру, пьют чай. Сохранил хорошую физическую форму и здоровье, грамотно, интересно и убедительно беседует со школьниками.
Шалашников Евгений Тимофеевич, 94 года, майор в отставке, почётный гражданин города-героя Тулы, участник Курской битвы, Берлинской операции, поставил подпись на рейхстаге, умеет хорошо выступать.
Швецов Алексей Андреевич, 93 года, полковник в отставке, почётный гражданин города-героя Тулы, участник Курской битвы, был начальником ПО Тульского инженерного артиллерийского института.
Вот, пожалуй, и все участники войны, которые могут успешно проводить наставническую деятельность. Остальных мы готовим из числа ветеранов Вооружённых сил и ветеранов труда.
В развитие этой темы- подготовки наставников и мероприятий- считаю нужным отметить и такой факт. Наша организация во взаимодействии с Тульским отделением историко-просветительской организации «Знание» организовала просветительскую группу в составе некоторых ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Вооружённых сил, ветеранов труда с привлечением на отдельные мероприятия тульских писателей, артистов, общественных деятелей (4-5 человек). Задачей этой просветительской группы является подготовка совместно с руководством образовательного учреждения сценария мероприятия в конкретной (именно районной, удалённой от областного центра) школе, выезд в эту школу и проведение там мероприятия, как правило урока Памяти. Мы также разработали ряд тем (направлений) в развитие проекта «Эстафета поколений», для проведения этих мероприятий:
«Мой герой». Ученики сами выбирают достойного по их мнению героя, обычно земляка, участника войны, «добывают» информацию о его жизненном пути, фото и кино(видео) материалы, всё это доводится до участников мероприятия. Это стимулирует молодых людей к активной работе над темой. Выступающие за ними ветераны и другие члены просветительской группы дополняют молодых людей , делают мероприятие более познавательным и интересным и способствует установлению связи поколений и передачи молодым наших традиций.
Тема «Традиции русской семьи»-также предполагает активное участие школьников. Это о трудолюбии, доброте, патриотизме, любви к малой родине, уважении к старшим.
Тема «Песни Великой Отечественной войны»- показываем участникам мероприятия их глубокую содержательность, любовь к Родине, лиричность, нежность к любимому человеку, т.е. те высоко душевные качества, присущие нашим воинам. Они написаны без бравады и политиканства, от всей души разными авторами- от матроса Н. Букина («Прощайте, скалистые горы»), военкома П. Богданова («Эх, Ладога, родная Ладога») до поэтов-профессионалов- А. Суркова, К. Симонова, М.Исаковского, А. Фатьянова. То же можно сказать и о композиторах…
Есть и другие темы-направления, которые наша организация использует в воспитательной работе- «У нас одна Родина- Россия», «Сорок первый-проклятый и дорогой», «Патриотические традиции русской литературы».
Проанализировав имеемый опыт, мы считаем перспективным проведение уроков Памяти в таком составе в районных школах Тульской области и даже обратились с заявкой на соискание президентского гранта для обеспечения проведения 17 таких выездов в районы Тульской области в период с ноября 2019 по апрель 2020 года, готовясь к 75-летию Победы. Не знаю, правда, присудят ли нам грант- в заявке есть некоторые не зависящие от нас слабые места…
Важное место, считаем мы, в нашей воспитательной работе должно быть уделено разоблачению попыток фальсификации истории Великой Отечественной войны. Фальсификаций очень много, как в СМИ, так в интернете. Встречаются такие обороты, как «так называемый сталинградский котёл», «поражение Красной Армии в Курской битве», «победа, которой не было» (про контрнаступление КА под Москвой 1941), «Ватутин- палач украинского народа», я не говорю уже о «заваленной трупами Европе», «преданной Варшаве», «изнасилованной Германии»… И некоторая часть молодёжи ведётся на это. Мне, например, один студент пытался доказать, что в Курской битве вермахт наступал успешно и закончил бы её победой, но вынужден был свернуть операцию «Цитадель» по причине высадки союзников в Сицилии, и Красной Армии ничего не оставалось, как беспрепятственно войти в Орёл и Белгород. Подобные измышления ветераны- руководители мероприятий стараются опровергать убедительно, на основании документов, общеизвестных фактов, а иногда и фактами, изложенными известными немецкими мемуаристами, там тоже много можно почерпнуть для установления истины.
Для успешного продвижения наставничества мы также используем издаваемые нами буклеты о днях воинской славы, которые на наш взгляд популяризируются недостаточно, а ведь в них отражается не только героизм наших воинов, но и достижения наших военных руководителей в развитии военного искусства (это к тезису о «заваленной трупами Европе»). Наша организация имеет возможность издавать их своими средствами и безвозмездно распространять. Мы настойчиво предлагаем руководителям образовательных учреждений находить время для того, чтобы дни воинской славы на оставались не замеченными, не обязательно проводить в честь них какие-то масштабные мероприятия, но информация о них должна быть доведена до молодых людей.
Доклад на заседании Бюро Центрального совета Всероссийской организации ветеранов 26 сентября 2019 года.
Работа ветеранских организаций Тульской области по развитию наставничества в регионе.
К всеобщему удовлетворению членов нашей (и не только нашей) ветеранской организации можно утверждать, что мы живём в тот исторический период, когда происходит возвращение привычных нам жизненных ориентиров: сохранение традиционных российских ценностей, поддержка патриотического воспитания, укрепление связи поколений, возрождение системы наставничества. Под наставничеством мы понимаем нашу деятельность- деятельность социально активных людей- в отношении молодого поколения с целью передачи, как эстафеты, всего лучшего, что наработали старшие, в том числе и наше, поколения -патриотизм, трудолюбие, уважение к старшему поколению, бережное отношение к истории своей страны и малой родины, сохранение памяти о погибших при защите Отечества.
Работа, эта, если относиться к ней недостаточно серьёзно и даже профессионально, может значительно снизить её действенность, положительную результативность и привести к забалтыванию (как это не раз бывало) наших традиций, ценностей, победы в Великой Отечественной войне, наших научных и технических достижений, результатов упорного труда советских людей и российских граждан.
Для осуществления наших замыслов мы, во-первых, должны оценить то, что нам было передано от старшего поколения, от наших родителей, дедов, воспитателей, учителей. А передано нам было богатое как материальное, так и духовное наследие- это большая развитая страна, здоровое общество, передовая система образования, действенная система воспитания, чувство гордости за великую победу в смертельной схватке с фашизмом. Не хочу касаться политических событий последних 30-40 лет, остановлюсь на том положительном, что перечислил выше. И вот тут на первое место выходит вопрос сохранения памяти о нашем старшем поколении, о людях, которые, как поётся в песне «для победы ничего не пожалели и даже сердце как НЗ не берегли». Сохранение исторической памяти является одним из приоритетных разделов патриотического воспитания как у руководства Тульской области, так и нашей ветеранской организации, вклад которой в это мы считаем достаточно весом. Именно на нашей организации (и ни на какой другой, так сложилось обстановка) лежала и лежит ответственность по созданию, дополнению и корректуре самого массового документа по увековечению- областной «Книги Памяти. Солдаты Победы. 1941-1945 гг.» Она- составная часть Всероссийской Книги Памяти. Это плод многолетнего (начало работы в 2002 году), напряжённого, кропотливого и творческого труда коллектива её создателей под руководством (и мы с гордостью об этом говорим) члена бюро нашего совета ветеранов, участника Великой Отечественной войны Зябрева Юрия Александровича, а также заслуженного краеведа Тульского края Боть Вячеслава Ивановича. Всего издано 26 томов, последний- в 2017 году на средства гранта правительства Тульской области, из других источников средств найти не удалось. В Книге Памяти увековечено 182595 человек, мобилизованных в Тульской области и погибших при защите Отечества, в Книге «Солдаты Победы» 282870 человек, воевавших и вернувшихся после окончания войны, всего 465465 человек. В адрес нашей организации не перестают приходить запросы от родственников погибших, работа по увековечению продолжается, хотя нами принято решение не издавать больше отдельных томов, а ограничиться периодическими справками по дополнению и корректуре «Книги».
В вопросе сохранения памяти мы должны учитывать и тот факт, что молодёжная субкультура не стоит на месте, она никогда не будет такой, какой была в годы нашей молодости. Меня, например, как, думаю, и всех здесь присутствующих, не нужно было убеждать в детстве и юности в справедливости нашей войны, в её основных событиях и этапах, в её победоносности, в необходимости хранить память о погибших на ней, мы не подвергались такому сильному давлению западной идеологической машины. Сейчас, многие десятилетия спустя, обстановка, конечно же, сильно изменилась. Современная молодёжь отдалена от того периода несколькими поколениями, некоторыми историческими событиями и не всегда в полной мере представляет, что никогда ещё за нашу 1000-летнюю историю и ведшихся при этом войн наш военный противник- фашистская Германия- не был так тщательно и всесторонне подготовлен к агрессии, никогда ещё он не был так последователен, решителен и жесток в достижении своей главной цели-уничтожить, именно уничтожить, а не просто покорить нашу страну. Никогда ещё удар нашего противника 22.6.41 г. не был столь силен и сокрушителен, а его личный состав подготовлен идеологически. И этот личный состав свою задачу выполнил бы, если бы на его пути не встали наши прадеды, деды, отцы, которые в неимоверно трудных условиях спасли нашу страну от уничтожения. И вот эту память о них, об их прекрасных человеческих качествах нам надо хранить и передавать. И этот лейтмотив своих выступлений и мероприятий в целом должен настойчиво звучать в нашей работе с молодёжью, она обязательно должна об этом знать и чувствовать это всеми фибрами. Наиболее эффективно этого можно было бы добиться увеличением часов в школьной программе по изучению истории, но руководство мин. обр. на такую меру почему-то не идёт. Значит, надо нам, ветеранам, использовать каждую возможность для этого- и при мероприятиях у воинских захоронений, и при беседах о памятных датах и днях воинской славы, при проведении уроков Памяти, других мероприятий по патриотическому воспитанию. Наши ветераны делают это всегда.
Теперь во-вторых, т. е о нас, ветеранах. Мы считаем, что наше старшее поколение дало нам хорошее воспитание, достойное образование, правильное мировоззрение. Мы также считаем, что как наставники мы должны передать эти качества молодому поколению. Передать именно наши традиции, ценности, моральные принципы, а не те, что навязываются извне, где «прав тот, кто первым выхватит «Кольт», где вместо слов «папа», «мама» вводятся понятия «родитель № 1, 2», где «родина там, где больше платят» и т. п. Как это проводить? В предыдущем абзаце я уже подчёркивал необходимость сохранения памяти о нашем старшем поколении. Какими ещё путями и методами мы стараемся повысить эффективность наставничества?
Это прежде всего взаимодействие с образовательными организациями, где в основном и проводится нами работа по патриотическому воспитанию. Ведь у школ (образовательных центров) своя, довольно насыщенная программа. Времени на мероприятия по патриотическому воспитанию предусмотрено мало, руководители со стороны школ тоже люди занятые. Времени на подготовку у них как правило не хватает. И вот тут-то при подготовке мероприятия, роль наставника должна проявиться ещё при разработке сценария совместно с руководителем от образовательного учреждения. Наша ветеранская организация, как нам кажется, внесла некоторое усовершенствование в методику подготовки мероприятий по патриотическому воспитанию, в частности, уроков Памяти. Под руководством члена бюро нашей организации -о нём я уже упоминал -участника Великой Отечественной войны Зябрева Юрия Александровича, который после окончания войны долгое время работал именно на педагогическом поприще, разработан сборник учебно-методических материалов для системы уроков Памяти в образовательных учреждениях Тульской области «Память. 1941-1945» под общим девизом: «Память о Великой Отечественной войне священна и неподвластна времени», девизом, который нам кажется кратким, поэтичным, точным и убедительным. Содержанием этой книги является не только и не столько память.
Книга получила одобрение министерства образования Тульской области, поддержку губернатора Тульской области, нами составлена убедительная заявка на получение гранта правительства Тульской области для её издания тысячным тиражом и этот грант нам был присуждён. Это пособие сейчас есть есть во всех школах, библиотеках и других организациях Тульской области, имеющих отношение к патриотическому воспитанию, этим пособием пользуются. Прошу просмотреть презентацию книги перед комиссией по присвоению грантов. (Или устно доводится до слушателей её содержание). Пособие является хорошим подспорьем при подготовке руководителей мероприятий, и этой подготовке мы уделяем особое внимание. Конечно, лучшими кандидатами на это руководство являются участники Великой Отечественной войны, а таковых у нас, которые могут предметно и увлекательно вести урок Памяти, к сожалению всего несколько человек. Я не могу удержаться от того, чтобы вкратце не рассказать о некоторых, ибо они гордость не только нашей организации, а всей Тульской области. Это подполковник в отставке
Кульпов Николай Иванович, возраст 96 лет, почётный гражданин Тульской области; во время войны лётчик на штурмовике Ил-2, впоследствии его подразделение вошло в полк «Нормандия-Неман», он так же участник войны в Корее; ежегодно по приглашению французской стороны прибывает во Францию на встречу с однополчанами, французы также бывают у него в гостях, приходят в квартиру, пьют чай. Сохранил хорошую физическую форму и здоровье, грамотно, интересно и убедительно беседует со школьниками.
Шалашников Евгений Тимофеевич, 94 года, майор в отставке, почётный гражданин города-героя Тулы, участник Курской битвы, Берлинской операции, поставил подпись на рейхстаге, умеет хорошо выступать.
Швецов Алексей Андреевич, 93 года, полковник в отставке, почётный гражданин города-героя Тулы, участник Курской битвы, был начальником ПО Тульского инженерного артиллерийского института.
Вот, пожалуй, и все участники войны, которые могут успешно проводить наставническую деятельность. Остальных мы готовим из числа ветеранов Вооружённых сил и ветеранов труда.
В развитие этой темы- подготовки наставников и мероприятий- считаю нужным отметить и такой факт. Наша организация во взаимодействии с Тульским отделением историко-просветительской организации «Знание» организовала просветительскую группу в составе некоторых ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Вооружённых сил, ветеранов труда с привлечением на отдельные мероприятия тульских писателей, артистов, общественных деятелей (4-5 человек). Задачей этой просветительской группы является подготовка совместно с руководством образовательного учреждения сценария мероприятия в конкретной (именно районной, удалённой от областного центра) школе, выезд в эту школу и проведение там мероприятия, как правило урока Памяти. Мы также разработали ряд тем (направлений) в развитие проекта «Эстафета поколений», для проведения этих мероприятий:
«Мой герой». Ученики сами выбирают достойного по их мнению героя, обычно земляка, участника войны, «добывают» информацию о его жизненном пути, фото и кино(видео) материалы, всё это доводится до участников мероприятия. Это стимулирует молодых людей к активной работе над темой. Выступающие за ними ветераны и другие члены просветительской группы дополняют молодых людей , делают мероприятие более познавательным и интересным и способствует установлению связи поколений и передачи молодым наших традиций.
Тема «Традиции русской семьи»-также предполагает активное участие школьников. Это о трудолюбии, доброте, патриотизме, любви к малой родине, уважении к старшим.
Тема «Песни Великой Отечественной войны»- показываем участникам мероприятия их глубокую содержательность, любовь к Родине, лиричность, нежность к любимому человеку, т.е. те высоко душевные качества, присущие нашим воинам. Они написаны без бравады и политиканства, от всей души разными авторами- от матроса Н. Букина («Прощайте, скалистые горы»), военкома П. Богданова («Эх, Ладога, родная Ладога») до поэтов-профессионалов- А. Суркова, К. Симонова, М.Исаковского, А. Фатьянова. То же можно сказать и о композиторах…
Есть и другие темы-направления, которые наша организация использует в воспитательной работе- «У нас одна Родина- Россия», «Сорок первый-проклятый и дорогой», «Патриотические традиции русской литературы».
Проанализировав имеемый опыт, мы считаем перспективным проведение уроков Памяти в таком составе в районных школах Тульской области и даже обратились с заявкой на соискание президентского гранта для обеспечения проведения 17 таких выездов в районы Тульской области в период с ноября 2019 по апрель 2020 года, готовясь к 75-летию Победы. Не знаю, правда, присудят ли нам грант- в заявке есть некоторые не зависящие от нас слабые места…
Важное место, считаем мы, в нашей воспитательной работе должно быть уделено разоблачению попыток фальсификации истории Великой Отечественной войны. Фальсификаций очень много, как в СМИ, так в интернете. Встречаются такие обороты, как «так называемый сталинградский котёл», «поражение Красной Армии в Курской битве», «победа, которой не было» (про контрнаступление КА под Москвой 1941), «Ватутин- палач украинского народа», я не говорю уже о «заваленной трупами Европе», «преданной Варшаве», «изнасилованной Германии»… И некоторая часть молодёжи ведётся на это. Мне, например, один студент пытался доказать, что в Курской битве вермахт наступал успешно и закончил бы её победой, но вынужден был свернуть операцию «Цитадель» по причине высадки союзников в Сицилии, и Красной Армии ничего не оставалось, как беспрепятственно войти в Орёл и Белгород. Подобные измышления ветераны- руководители мероприятий стараются опровергать убедительно, на основании документов, общеизвестных фактов, а иногда и фактами, изложенными известными немецкими мемуаристами, там тоже много можно почерпнуть для установления истины.
Для успешного продвижения наставничества мы также используем издаваемые нами буклеты о днях воинской славы, которые на наш взгляд популяризируются недостаточно, а ведь в них отражается не только героизм наших воинов, но и достижения наших военных руководителей в развитии военного искусства (это к тезису о «заваленной трупами Европе»). Наша организация имеет возможность издавать их своими средствами и безвозмездно распространять. Мы настойчиво предлагаем руководителям образовательных учреждений находить время для того, чтобы дни воинской славы на оставались не замеченными, не обязательно проводить в честь них какие-то масштабные мероприятия, но информация о них должна быть доведена до молодых людей.